Поиск по этому блогу

воскресенье, 27 октября 2019 г.

Раздутый миф "арийской теории"...



Арийский пшЫк...



С конца XVIII в. европейцы открывали для себя мир культуры, созданный древними ариями и их потомками – иранцами и индо-ариями и обнаруживающий связи с европейскими народами. Это вызвало переворот не только среди учёных – «арийская тема» будоражила умы европейцев настолько, что идеологи «нордической теории» расового превосходства «нордической расы» (Гобино и др.) стали использовать этноним «арии» для обозначения воображаемых предков нордических народов. Казалось бы, нет ничего зазорного в перенесении названия части общности на всю индоевропейскую общность. Однако в случае с ариями это перенесение сопровождается целым рядом претензий на несуществующую историю и откровенными призывами к геноциду неевропейских народов.

Согласно «нордической теории», арии – голубоглазые индоевропейцы-блондины – предки всех индоевропейских народов и по совместительству изобретатели всех мировых достижений, жили примерно на родине автора-«арийца» или же на Северном Полюсе, на погибшем континенте «Арктида», «Арктогея», откуда они распространились в места своего нынешнего обитания. «Неарийский» физический тип считался расистами признаком врождённой духовной ущербности и низких интеллектуальных способностей, не позволяющих понять и усвоить высшие ценности. Поэтому индоиранские народы (на самом деле – единственные настоящие арии), согласно такой «истории», представляют собой выродившихся дикарей, которым высокоразвитые белокурые арийцы принесли язык и цивилизацию.

Для «научного» обоснования своих «теорий» нацисты создавали псевдонаучные фальсификации на «арийскую тему», присваивая элементы индийской и иранской культуры и выискивая слова, созвучные с этнонимом arya, в разных индоевропейских языках. Например, ими утверждается, что «название Ирландии (Eire) означает «Арийская земля»; в германских языках слово arjoster означало «знатнейшие»; в греческом языке aristos означает «лучший», аристократия – это не только «власть лучших», но и «власть арийцев»; ирландское aire «вождь», славянское «ярый», «оратай» также означают «арий» и т. п. Можно привести ещё много подобных примеров.

На деле же все эти «лингвистические доказательства» представляют собой созвучия, не имеющие реальной этимологической связи с этнонимом «arya» либо эпитеты, никогда не использовавшиеся целым народом в качестве самоназвания. Как показывают исследования, древнеирландское слово Eriu, Eire (Ирландия) происходит из общекельтского *φīwerjō «жирная земля» и не имеет никакого отношения к этнониму «arya». Термины arjoster «знатнейшие», arisos «лучшие», aire «хозяин» никогда не были самоназваниями германцев, греков или кельтов! Славянское «ярый» восходит к и.-е. *ier- «весенний», «возбуждённый», «яр» («овраг») вообще имеет тюркское происхождение, «оратай» («пахарь») происходит от и.-е. *Har- «пахать» и так же не использовались в качестве самоназвания народа!

Самым большим шоком для расистов, вещающих о «нордическом духе арийской цивилизации», будет узнать происхождение и.-е. *ario-s «друг, равный, знатный». Это слово с аномальной для и.-е. праязыка структурой имеет семитское (!) происхождение – угаритское ‘arj «родственник, друг», египетское irj «друг».


Кто же такие арии?


Достаточно ознакомиться с древними литературными памятниками индоевропейских народов, чтобы убедиться, что ариями называли себя только предки современных иранских, индоарийских, дардских и нуристанских народов, что зафиксировано в их литературных памятниках – Авесте и Ведах (единственных первоисточниках наших знаний об ариях). Если в индоиранском мире мы видим многочисленные реликты «арийства», как то «Иран», «Ариана», «Иристон» (др. иран. AryanaVaejo «Арийский простор», осет. iron->aryānām «осетин») и пр., то ничего подобного у других индоевропейских народов нет.

Когда существовал арийский язык?




Арийская языковая общность и её распад

Нижняя хронологическая граница арийского языка – предка всех живых и мёртвых иранских, индо-арийских, нуристанских и дардских языков, определяется на основании датировки письменных свидетельств древнейших арийских языков, т. е. авестийского, языка Вед и миттанийского арийского. К началу II тысячелетия до н. э. авестийский и язык Вед ещё имели существенные структурные сходства, что заставляет отнести начало распада арийского к периоду не позднее III-II тысячелетия до н. э.

Ранее всего произошло выделение из арийской общности так называемых «кафиров» или «нуристанцев» – группы реликтовых народов юго-восточного Гиндукуша. Предки индийских, иранских и митаннийских ариев некоторое время сохраняли единство, затем произошёл их распад:

1) «митаннийские» арии в Месопотамии подчинили местное хурритское население и участвовали в войнах с Египтом.

2) индоарии продвинулись на восток в долину Инда и далее в течение веков распространялись по Индийскому субконтиненту

3) иранцы, связанные с цивилизацией Средней Азии в конце II – начале I тыс. до н.э. распространились на обширные пространства от запада современного Китая до современного Ирака. Часть иранцев мигрировала на север, освоила в евразийских степях кочевое хозяйство и распространилась далее на запад, где известна под именем скифов.



Где прародина ариев?


Прародиной носителей арийского языка можно считать такую область, которая своими экологическими характеристиками соответствует картине среды обитания, получаемой на основе реконструкции языка.

Характерной чертой арийской культуры, резко выделяющей ее из общеиндоеропейского контекста является культ, использующий возбуждающее растение *sauma- (др.инд. soma-, авест. haoma-, др.перс. hauma-), растущего в горах. Тема гор широко представлена в индийской и иранской мифологиях, что свидетельствует о формировании древних ариев в гористых областях.

В арийской лексике представлены названия животных, которые специфичны для южной области, а именно – Ближнего Восток, что исключает северные области: общеар. *sinĝ[h]o- «лев», общеар. *íbha-h «слон», общеар. *kapí- «обезьяна». Все эти слова присутствуют и в реконструируемом общеиндоевропейском языке, что указывает на Ближний Восток как прародину индоевропейцев в целом.

Арии продолжали общеиндоевропейские традиции использования колесного транспорта: общеар. *cakra- «колесо», *ratha- «колесница», *vart- «повозка», *akši- «ось», *yauga- «ярмо», *vaź- «возить»; металлов – *ayas- «бронза», необходимых для изготовления колёсных повозок из твёрдых пород горного леса, и тягловой силы – *aśva «лошадь».

Изготовление колёсных повозок датируется временем около IV тысячелетия до н. э. К этому же времени относится и начало эпохи бронзы на Ближнем Востоке. Из ближневосточного очага колесные повозки через Среднюю Азию и Закавказье распространяются в Волжско-Уральском районе, Северном Причерноморье, на Балканах, в Центральной Европе.

Всё это является убедительным свидетельством в пользу локализации арийской прародины на территории от Месопотамии до Средней Азии.

Контакты общеарийского языка с языками древней Передней Азии


Наличие в арийском языке семитских, шумерских, египетских и др. заимствований позволяют уверенно локализовать арийскую прародину на Ближнем Востоке, где могли осуществляться такие контакты.

Семитские и шумерские заимствования в арийском:

Общеар. *aja «козлёнок», «коза» ~ сем. *gadj- «козлёнок», «коза»: аккад. gadû «козлёнок», др.-евр. geđī, арам. gađjā, араб. ğadj- «коза». Ср. англ. goat, рус. коза.

Общеар. *star- «звезда» ~ сем. *’aţtar- «обожествлённая звезда»: аккад. Ištar «богиня Иштар», др.-евр. ‘aštōreţ, финик. ‘štrt «богиня Астарта», арам. ‘tr, южн.-арав. ‘ţtr. Ср. англ. star «звезда».
Общеар. *sapta «семь», ~сем. *sab’-at- «семь». Ср. «суббота» – седьмой день недели в семитской традиции и т. д.

Общеар. *gāu- «бык», «корова», ~шум. gu «бык».

Общеар. *ájra- «поле», «нива», ~шум. agar «орошаемая территория», «нива».

Общеар. *dvār- «двор», «дверь» ~ шум. tur «двор».

С учётом всего комплекса рассмотренных лингвистических и культурно-исторических данных можно локализовать арийскую общность в пределах Ближнего Востока, к югу от Закавказья до Верхней Месопотамии, где в III-II тысячелетии до н. э. могли осуществляться языковые и культурные контакты между арийским, семитским, шумерским и др. древними языками Передней Азии. Отсюда через Афганистан первые волны ариев прошли далее на восток в северо-западную Индию, а через Закавказье – на Северный Кавказ. В «Авесте», созданной в конце II тысячелетия до н. э., описывается расселение иранцев в областях Средней Азии и Афганистана.

Расселение ариев из первоначальной прародины

Движение индоарийских племён в восточном направлении отражено в представлениях о востоке, связываемом с движением вперёд, соответственно о западе как о «задней» стороне и о юге, как о стороне «правой»: ср. др.-инд. pūrva- «передний», «идущий впереди» и «восточный», paścá «задний» и «западный», dákşina- «правый» и «южный». Такие представления о частях света могут возникнуть только у переселяющихся племён, которые обращены в своем движении лицом на восток, тогда как запад находится сзади, юг – справа, а север – слева. Проникновение древнеиндийских племён на северо-запад Индии соотносится археологически с появлением типа захоронений с трупосожжением и датируется второй половиной II тысячелетия до н. э.


Как выглядели арии?

 

Локализация арийской прародины в пределах Ближнего Востока согласуется и с устанавливаемой антропологически картиной миграций и смешения рас в Западной Евразии.

Очаги расообразования на территории Европы, Передней и Южной Азии и предполагаемые пути расселения древнейших человеческих коллективов.

Антропологически устанавливается индо-средиземноморский очаг расообразования с центром, тяготеющим к Малой Азии. Вокруг этого очага выделяется группа популяций, широко представленная по древним барельефам Передней Азии и характеризующаяся усиленным развитием волосяного покрова на лице и теле, своеобразной формой носа.


Хеттский барельеф, XVIII в. до н. э.

Говоря об антропологическом типе древних ариев, то источником данных служат барельефы Дария на Бехистунской скале.


Барельеф Дария на Бехистунской скале (V в. до н. э.)

Как следует из барельефов, древние арии (как и древние хетты) относились к индо-средиземноморской подрасе европеоидной расы, к которой относятся и современные потомки ариев, т. е. их антропологический тип остался практическим неизменным в пределах индо-средиземноморской расы. Среди современных арийских народов распространены следующие подтипы: каспийский, индо-афганский и памиро-ферганский, а также их переходные формы.

Этим подтипам соответствуют следующие фенотипические признаки: тёмная окраска волос и глаз, долихо- или мезокефалия, лицо узкое, вытянутое, ортогнатное, волосы волнистые, глазная щель очень широкая, разрез глаз миндалевидный, нос большой, удлиненный, прямой или выпуклый.









Современные потомки ариев

Несмотря на это, арийствующие поборники чистоты «белой расы» приводят в качестве довода такие индоиранские народности как «калаши» (нуристанцы) и памирцы, проживающие в труднодоступных долинах Гиндукуша и Памира. Восторг вызван светлым цветом волос и глаз некоторых кафиров и памирцев. На основании этого заявляется, что эти народности и есть потомки «настоящих» ариев.


Явление депигментации у «кафиров»

В культуре «кафиров» «ариофилы» радуются использованию ими (совсем как европейцами!) в быту столов и стульев. И это при том, что современная культура высоких столов и стульев весьма недавнего происхождения у самих европейцев.

Однако, антропологические исследования кафиров и памирцев не выявили никаких различий между ними и окружающим индо-иранским населением, относящимся к индо-афганскому и памиро-ферганскому типам индо-средиземноморской расы. Явление осветления волос и глаз кафиров и памирцев объясняется длительной (свыше 1000 лет) эндогамией, т. е. браками исключительно внутри своей группы. Вследствие эндогамии у горцев произошла мутация генов – отсутствие (или блокада) фермента тирозиназы, необходимой для нормального синтеза меланина – пигмента, что вызвало депигментацию волос и глаз.

По сходному механизму возникли центры светловолосости в изолированном племени нгалия в Центральной Австралии, на Соломоновых островах (депигментация радужной оболочки глаз свойственна только европеоидным популяциям).





Явление депигментации у австралоидов

Геном R1a1

Кроме лингвистических, археологических и этнокультурных данных на ближневосточную прародину Ариев (и шире – индоевропейцев) указывают и генетические данные распространения гаплогрупп.

Гаплогруппа – большая группа схожих гаплотипов, которые являются рядом аллелей в определённых местах Y-хромосомы. Принадлежность к гаплогруппе определяется совершенно конкретными мутациями в определенных нуклеотидах Y-хромосомы, т. е. по мужской линии. Гаплогруппы и гаплотипы никак не определяют форму черепа или носа, цвет волос, физические или умственные характеристики человека. Но они навсегда привязывают носителя гаплотипа к определенному человеческому роду по мужской линии.

Носителей арийского (и шире – общеиндоевропейского) языка предположительно можно отождествить c гаплогруппой R1a1. Её изначальный ближневосточный ареал распространения указывает наибольшее распространение у населения Таджикистана и Кыргыстана – ишкашимцев (68%), худжандских таджиков (64%) и киргизов (63%). Менее широко данная гаплогруппа распространена и в других регионах, видимо, как результат более позднего перемещения её носителей.


Схема расселения носителей гаплогруппы R1a1

Следует отметить, что у наиболее нордических представителей скандинавских народов наблюдается своя гаплогруппа – Ia1 .




Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Комментариев нет:

Отправить комментарий