Поиск по этому блогу

вторник, 11 декабря 2018 г.

След гуннов в русских былинах? Интересная версия...


Автор  aloslum


Гунны — азиатский кочевой народ, вторгшийся в конце IV века в Восточную Европу

Эта заметка – не откровение о некой «подлинной истории», а лишь предположения, просто хочу указать, что это только кусочек мозаики..
* * *
Русский (ругский) период правления в Гуннской державе, по моему мнению, отразился в следующих былинах:

Михайла Потыка, требовавшего дань с царя Вахрамея Вахрамеевича, я сопоставляю со «скифом» или «унном» (по Приску) Басихом, ходившим в Мидийскую область.
 Этот поход относят либо к 395, либо более вероятно к 415-420 годам или позднее. Соответственно, той областью правил Бахрам IV (388-399) либо Бахрам V (420-439), правда, не сын, а племянник первого
Причём по некоторым вариантам первоначально дань с царя Вахрамея взимал Илья, а Михайло Потык едет требовать дань за двенадцать лет, не является ли это отголоском именно двух (по меньшей мере) походов?  
Более вероятной исследователи считают позднюю датировку похода Басиха и Курсиха, поскольку в 395 году гунны дошли до Каппадокии, в рассказе же Приска они встретили решительный отпор и отступили, а согласно некоторым вариантам Потык, узнав весть о смерти жены бросает всё и даже не забрав выигранную в шахматы дань, спешит домой.
Доната, одного из подвластных Харатону гуннских риксов, который «коварно обманутый клятвой, был преступно умерщвлен» я сопоставляю с Данилой Ловчанином, погибшим из-за коварства Мишатычки Путятина сына. Когда тот «сосватал» жену Данилы князю и против него были посланы его родной и названный братья (которым был Добрыня, отождествляемый мною с Сигурдом-Саром), он убил самого себя (Мишатычку Путятина сына, который может приходиться братом Забаве Путятишне, тоже сопоставляю с одним персонажем из эпохи Сигурда, но там несколько усложнённая конструкция).

Кроме того Доната, я отождествляю с Даном Данпсоном по Снорри Стурлусону (к слову, Данила по батюшке Денисьевич) или ДаномII по Саксону Грамматику (при этом отмечу, что Дан I по моим построениям был «Младшим», относимым ко второй половине 5 века, а вот Дан II – «Старшим», относимым как раз к началу 5 века). 
К слову, насчёт «национальной» принадлежности «гуннов», Дан I, легендарный родоначальник данов (во всяком случае, их конунгов), был сыном Хумбло и отцом Хумбло и Лотера, последний есть никто иной как Хлёд(р), внук Хумли, конунга… да-да – гуннов. Кстати, этого Хумбло я сопоставляю с Кумбалом из былины о Суровене Суздальце, а в ней самой предполагаю один из вариантов сказаний о Саре, вероятно, бытовавших у разных народов.
С другой стороны (что мне кажется даже более вероятным), с Данилой можно сопоставить как раз Дана I («Младшего»), который по моим построениям разделился у Саксона на эпонимическую пару братьев Дана и Ангула, на самом деле представлявших одно лицо. Дело в том, что Ангула я отождествляю с Онгеном-Ангельтеовом, сыном Оффы в англо-саксонских родословных. При этом я считаю, что Саксон, перепутав Дана II с Даном I, перепутал и их отцов – Уффо и Хумбло, с первым я отождествляю не только Оффу, но и Хофунда, отца Хейдрика и Ангантюра из «Саги о Хервёр и Хейдреке» (согласно которой Хумли был тестем Хейдрека), а Ангантюра отождествляю с Онгентеовом, который согласно «Беовульфу» погиб в битве с геатами, похитившими его жену, что напоминает коллизию былины о Даниле Ловчанине. По «Саге о Хервёр» Ангантюра убил его брат Хейдрек, сравни – против Данилы выступил родной брат Никита.
Онгентеов, король свеев из «Беовульфа» (где, кстати, между Оффой и Эомером пропущен Онген, в отличие от других англо-саксонских родословных) соответствует Эгилю, сыну Ауна по «Саге об Инглингах», и этого Ауна я тоже отождествляю с Оффой-Хофундом, но это выводится из обширного анализа эпических родословных с целым комплексом параллелей, в том числе в биографиях, здесь же отмечу, что согласно «Видсиду» подданными Оффы были не только англы, но и свэвы.
В этом случае, с Донатом (то есть Даном II «Старшим») можно тогда сопоставить Дуная Ивановича, который как и Дан с Данпом связывался с реками. К тому же Олимпиадор «рассказывает о Донате, о гуннах, о замечательном искусстве, с которым риксы их стреляли из лука», а Дунай как раз состязаясь в стрельбе из лука, убил свою жену и сам бросился на собственный меч.
Сам Вильтин и его сыновья, возможно, тоже отразились в былинах, но об этом позже, а сейчас наверное у многих возник вопрос откуда в моих построениях (ладно ещё в самом эпосе) взялись англы и даны в связи с гуннами и готами. Может быть, я просто не в курсе, где они обитали на самом деле? Так и есть, я не очень хорошо это представляю и своими затруднениями собираюсь поделиться в следующем посте.
Источник ➝
 Понравилась статья?  Поделись с друзьями!

Комментариев нет:

Отправить комментарий