Гунны — азиатский кочевой народ, вторгшийся в конце IV века в Восточную Европу
Эта заметка – не откровение о некой «подлинной истории», а лишь предположения, просто хочу указать, что это только кусочек мозаики..
* * *
Русский (ругский) период правления в Гуннской державе, по моему мнению, отразился в следующих былинах:
Михайла
Потыка, требовавшего дань с царя Вахрамея Вахрамеевича, я сопоставляю
со «скифом» или «унном» (по Приску) Басихом, ходившим в Мидийскую
область.
Этот поход относят либо к 395, либо более
вероятно к 415-420 годам или позднее. Соответственно, той областью
правил Бахрам IV (388-399) либо Бахрам V (420-439), правда, не сын, а
племянник первого.
Причём по некоторым вариантам первоначально дань с
царя Вахрамея взимал Илья, а Михайло Потык едет требовать дань за
двенадцать лет, не является ли это отголоском именно двух (по меньшей
мере) походов?
Более вероятной исследователи считают позднюю датировку
похода Басиха и Курсиха, поскольку в 395 году гунны дошли до Каппадокии,
в рассказе же Приска они встретили решительный отпор и отступили, а
согласно некоторым вариантам Потык, узнав весть о смерти жены бросает
всё и даже не забрав выигранную в шахматы дань, спешит домой.
Доната,
одного из подвластных Харатону гуннских риксов, который «коварно
обманутый клятвой, был преступно умерщвлен» я сопоставляю с Данилой
Ловчанином, погибшим из-за коварства Мишатычки Путятина сына. Когда тот
«сосватал» жену Данилы князю и против него были посланы его родной и
названный братья (которым был Добрыня, отождествляемый мною с
Сигурдом-Саром), он убил самого себя (Мишатычку Путятина сына, который
может приходиться братом Забаве Путятишне, тоже сопоставляю с одним
персонажем из эпохи Сигурда, но там несколько усложнённая конструкция).
Кроме того Доната, я отождествляю с Даном Данпсоном по Снорри Стурлусону (к слову, Данила по батюшке Денисьевич) или ДаномII по Саксону Грамматику (при этом отмечу, что Дан I по моим построениям был «Младшим», относимым ко второй половине 5 века, а вот Дан II – «Старшим», относимым как раз к началу 5 века).
К слову, насчёт «национальной» принадлежности «гуннов», Дан I, легендарный родоначальник данов (во всяком случае, их конунгов), был
сыном Хумбло и отцом Хумбло и Лотера, последний есть никто иной как
Хлёд(р), внук Хумли, конунга… да-да – гуннов. Кстати, этого Хумбло я
сопоставляю с Кумбалом из былины о Суровене Суздальце, а в ней самой
предполагаю один из вариантов сказаний о Саре, вероятно, бытовавших у
разных народов.
С другой стороны (что мне кажется даже более вероятным), с Данилой можно сопоставить как раз Дана I («Младшего»),
который по моим построениям разделился у Саксона на эпонимическую пару
братьев Дана и Ангула, на самом деле представлявших одно лицо. Дело в
том, что Ангула я отождествляю с Онгеном-Ангельтеовом, сыном Оффы в
англо-саксонских родословных. При этом я считаю, что Саксон, перепутав
Дана II с Даном I,
перепутал и их отцов – Уффо и Хумбло, с первым я отождествляю не только
Оффу, но и Хофунда, отца Хейдрика и Ангантюра из «Саги о Хервёр и
Хейдреке» (согласно которой Хумли был тестем Хейдрека), а Ангантюра
отождествляю с Онгентеовом, который согласно «Беовульфу» погиб в битве с
геатами, похитившими его жену, что напоминает коллизию былины о Даниле
Ловчанине. По «Саге о Хервёр» Ангантюра убил его брат Хейдрек, сравни –
против Данилы выступил родной брат Никита.
Онгентеов,
король свеев из «Беовульфа» (где, кстати, между Оффой и Эомером
пропущен Онген, в отличие от других англо-саксонских родословных)
соответствует Эгилю, сыну Ауна по «Саге об Инглингах», и этого Ауна я
тоже отождествляю с Оффой-Хофундом, но это выводится из обширного
анализа эпических родословных с целым комплексом параллелей, в том числе
в биографиях, здесь же отмечу, что согласно «Видсиду» подданными Оффы
были не только англы, но и свэвы.
В этом случае, с Донатом (то есть Даном II «Старшим»)
можно тогда сопоставить Дуная Ивановича, который как и Дан с Данпом
связывался с реками. К тому же Олимпиадор «рассказывает о Донате, о
гуннах, о замечательном искусстве, с которым риксы их стреляли из лука»,
а Дунай как раз состязаясь в стрельбе из лука, убил свою жену и сам
бросился на собственный меч.
Сам
Вильтин и его сыновья, возможно, тоже отразились в былинах, но об этом
позже, а сейчас наверное у многих возник вопрос откуда в моих
построениях (ладно ещё в самом эпосе) взялись англы и даны в связи с
гуннами и готами. Может быть, я просто не в курсе, где они обитали на
самом деле? Так и есть, я не очень хорошо это представляю и своими
затруднениями собираюсь поделиться в следующем посте.
Источник ➝
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Комментариев нет:
Отправить комментарий