Поиск по этому блогу

воскресенье, 16 июня 2019 г.

Какой была дреанегрческая сексуальная революция?

 

Древнегреческая сексуальная революция



Женщинам в древней Греции не позволялось участвовать в политической и общественной жизни полиса. Такое могло иметь место лишь в комедии Аристофана «Женщины в народном собрании», или в мифах о легендарных амазонках. А в обычной жизни представительницы слабого пола должны были заниматься хозяйством и растить детей.

Жили они, как правило, на специальной женской половине дома (греки называли ее «гинекей»), находившейся на втором этаже. Посторонним мужчинам запрещалось подниматься в их покои. По афинским законам, обманутый муж имел право убить застигнутого на месте преступления любовника своей жены.

Один из подобных случаев известен во всех подробностях благодаря дошедшим до нас речам афинского оратора Лисия, который написал оправдательную речь для афинянина, обвиненного в убийстве любовника жены. Суть дела заключалась в том, что некий гражданин по имени Эратосфен был убит застигнувшим его на женской половине разъяренным мужем. Обвиняемый в свое оправдание сказал на суде буквально следующее: «Я считаю, судьи, что покарал его не только за себя, но и за все государство».

Историки впрочем считают, что это не типичный случай, так как обманутые мужья предпочитали получить деньги с соблазнителя своей жены.

Женщина же, уличенная в прелюбодеянии, наказывалась тем, что ей запрещалось выходить из дому в украшениях. Случись такое, любой из граждан имел право безнаказанно порвать на ней одежду. Это делалось для того, чтобы она не оказывала дурного влияния на других жительниц города.

Свободно общаться с посторонними мужчинами было позволено только гетерам. Их приглашали на мужские вечеринки, так называемые «симпосии или симпосионы». Многие гетеры были хорошо образованы, обучены хорошим манерам, могли поддержать непринужденную беседу и, кроме искусства любви, владели также музыкальными инструментами, танцами и пением. Самой известной гетерой была Аспазия - подруга, а затем и жена великого Перикла. Поскольку Аспазия не имела афинского гражданства, то ее дети также были лишены такой привилегии. Для того чтобы их дети смогли получить гражданские права, общее собрание по настоянию Перикла внесло поправки в афинское законодательство.

Такие порядки были почти во всех греческих полисах кроме Спарты. Положение женщин в этом государстве сильно отличалось от положения их сестер в остальной части Эллады. В чем же заключалось это отличие ?

Спартанки занимали гораздо более свободное и почетное положение в обществе. Хотя, конечно, и им было далеко до мифических амазонок. Обратимся же к тому, что об этом думали сами греки.

Ксенофонт (444-356 гг. до н.э.) - афинянин по происхождению, слывший лаконофилом (поклонником спартанского образа жизни) и описавший в деталях обычаи спартанцев, законодательное оформление которых приписывались полулегендарному спартанцу Ликургу, сообщает следующее: 

«Прочие эллины требуют, чтобы их дочери пряли шерсть и вели (по преимуществу) сидячий образ жизни. Разве можно ожидать, что женщины воспитанные таким образом, родят прекрасных детей?

Но Ликург считал, что труда рабынь достаточно для того, чтобы снабдить всех одеждой. Он полагал, что наиболее важной функцией свободнорожденной женщины должно быть материнство. Таким образом, физическую тренировку для женщин он считал не менее важной, чем для мужчин; более того, он установил состязания в беге и силе как для мужчин, так и для женщин, полагая, что если оба родителя сильные, они произведут на свет более крепкое потомство.

...Могло случиться, однако, что у старика была молодая жена, а Ликург видел, что старики очень ревниво оберегали своих молодых жен, и в этом случае поступил вопреки общепринятым нормам, требуя от престарелого мужа приглашать в свой дом некоего мужчину, чьими физическими и моральными качествами он восхищался, для того, чтобы зачать детей.

С другой стороны, если мужчина не хотел сожительствовать со своей женой и все же желал иметь детей, которыми он мог бы гордиться, он (Ликург) установил закон, позволявший ему выбрать женщину, которая была матерью в хорошей семье и благородного рода, и, с согласия ее мужа, сделать ее матерью своих детей» (I, 4-8, Лакедемонская полития).

По словам Плутарха в Спарте «девушки должны были для укрепления тела бегать, бороться, бросать диск, кидать копья, чтобы их будущие дети были крепки телом в самом чреве их здоровой матери, чтобы их развитие было правильно и, чтобы сами матери могли разрешиться от бремени удачно и легко благодаря крепости своего тела. Он (Ликург) запретил им баловать себя, сидеть дома и вести изнеженный образ жизни. Они как и мальчики, должны были являться во время торжественных процессий без платья и плясать и петь на некоторых праздниках в присутствии на виду у молодых людей» (Плутарх, Ликург, ХIV).

Такие радикальные взгляды спартанских законодателей на половой вопрос, шокировавшие современников, вполне могут быть отнесены к разряду революционных не только для античной эпохи, но и для нашего весьма либерального времени.

Такая вот античная сексуальная революция!

Николай Саввониди, кандидат ист.наук, экс-ИИМК РАН  


Понравилась статья? Поделись с друзьями!
 




Комментариев нет:

Отправить комментарий