Поиск по этому блогу

пятница, 27 декабря 2019 г.

Что знали и умели друиды?





Друиды: Лесные мудрецы древности



Философами и пророками, магами и целителями называли древние авторы друидов — могущественных обладателей тайного знания, на протяжении многих веков полновластно хозяйничавших в бескрайних лесах Европы. И это вполне справедливо, ведь друиды — не просто «древесные ведуны», владеющие секретами целебных сил растений. Их учение — уникальное смешение естественной философии, магии и религии. А созданные этими жрецами магические системы настолько уникальны, что человечество до сих пор продолжает размышлять над ними.

Около 400 г. до н.э. состоялась великая Битва Деревьев — так гласит древняя кельтская легенда. Эту дату уже давно принято считать годом появления величайших магов человечества — друидов. Слово «друид» в кельтских языках означает «человек дуба». Корень «дру» соответствует слову «дуб» — наиболее почитаемому дереву у кельтов, которое они называли «королем всего». «У друидов нет ничего более священного, чем омела и дуб, на котором она растет. Только по этой причине они избирают дубовые леса и не совершают никакого обряда без листвы этого дерева... Они в самом деле полагают, что все, что произрастает на дубе, послано небом и означает, что это дерево было выбрано самим богом...» — писал Плиний в своей «Естественной истории».

Кельтские друиды были знатоками необъятного девственного леса, его свойств и возможностей. Они считали, что деревья связывают небо и землю. По их представлениям, листья и ветви «ловили» энергию солнца и переправляли ее вниз по стволу к корням. Благоговение перед этой формой жизни привело даже к тому, что кельтский народ, обращаясь к духовенству, использовал термин: «люди-деревья».

Друиды, обладая огромными познаниями во всех сферах деятельности человека, имели в жизни кельтов первостепенное значение. Целители, ученые, судьи — для простых смертных они были «посредниками между людьми и богами». Друиды держали в подчинении всех, включая королей, и пользовались безграничной властью. 

Вот что писал о друидах Диодор Сицилийский: «Друиды мудры и являют собой верховную власть в Кельтии. Все государственные дела обязательно вершатся при их участии, а правят они железной рукой. Жрецы сохраняют за собой полный авторитет благодаря своим сверхъестественным предписаниям».

Первоначально же друидами называли отшельников-ведунов, общественной обязанностью которых была забота о духовных ценностях кельтских общин. Кельты — группа самобытных племен — в течение нескольких веков владели едва ли не половиной всего известного тогда мира. Это были люди с романтической и суеверной душой, бесстрашные и искусные. 

Древнеримский историк Полибий писал о кельтах: «Это люди рослые и выносливые, красивые и голубоглазые... Они стремятся развивать культуру и основывают в своих городах центры для образования. Они прирожденные всадники, храбрые, преданные и сильные». 




В первой половине последнего тысячелетия до н.э. на территории севернее от Альп кельтские племена первыми выделились из массы безымянных первобытных народов. Начальные страницы писаной истории кельтов были отмечены опустошительными набегами на богатейшие центры того времени.

Образованный южный, в частности греческий и римский, мир был ошеломлен мужеством и отвагой кельтов. Поэтому уже в IV в. кельты, которых римляне называли «галлами», считались одним из крупнейших варварских народов тогдашнего мира наряду с персами и скифами. Народ этот не достиг полного этнического единства и не создал единого государственного образования — державы, которая объединила бы различные племена в организованное целое. Зато он создал уникальную культуру, одной из важнейших составляющих которой были особые знания жреческого сословия — учение мудрых друидов.

Основной аспект этого учения — вера в бессмертие души. Диодор Сицилийский утверждал, что среди друидов было широко распространено учение Пифагора, согласно которому души людей бессмертны и способны обретать жизнь в другом теле. Это убеждение друиды всячески стремились укрепить в своих соплеменниках. Они полагали, что такая вера устранит страх смерти и возбудит храбрость в воинах. Основным предметом забот друидов были духовные ценности кельтского народа: обряды, жертвоприношения, врачевание, предсказание будущего, устное сохранение преданий. Можно сказать, что община возлагала на отшельников ответственность за все основные знаковые системы их существования: друидам необходимо было следить за системами мер и весов, гаданиями и предзнаменованиями, календарем, обрядами и приметами.

Каждый друид являлся членом своеобразного ордена посвященных, во главе которого стоял жрец, пользовавшийся среди своих собратьев наибольшим авторитетом. Верховные друиды составляли верхушку всего сословия жрецов-отшельников. Им было противопоказано заниматься физическим трудом, община обеспечивала их всем необходимым. Они обитали в священных дубовых рощах, а жилищем им служили пещеры. Каким бы то ни было имуществом друидам владеть не полагалось. У друидов было принято объединяться в дружеские союзы (гетерии), чтобы совместно постигать секреты мастерства.

Друиды наблюдали за правильностью проведения общественных жертвоприношений и толковали все вопросы, имевшие отношение к религии. Диодор Сицилийский свидетельствовал, что кельты приносили жертвы только при участии друидов. Прибегать к посредничеству друидов было просто необходимо, поскольку кельты верили, что те знали нрав богов и умели говорить на их языке. Присутствие друида позволяло надеяться на то, что благодарственные жертвы будут приняты благосклонно и позволят добиться высшей милости. 

До христианизации кельтских народов их традиционное королевское жертвоприношение состояло из ритуального «спаривания» друида с конем, после чего животное приносили в жертву. Нередкими были и человеческие жертвы. Обычно в жертву приносили преступников и военнопленных, но когда таковых не было, убивали и соплеменников. Несчастных сжигали, убивали стрелами  или закалывали мечом. Это оставляло неизгладимое впечатление, заставляло безраздельно повиноваться воле жрецов.




Кровавые жертвоприношения, совершение которых являлось одной из главных функций друидов, были несовместимы не только с римскими представлениями о богослужениях, но и со сменившим их христианским культом.

Поэтому уже в середине IV в. н э. епископы и пресвитеры Испании, Галлии и Британии стали запрещать обращенным в христианство кельтам проводить традиционные жертвоприношения. А ведь как мы уже говорили, без участия друида в жизни кельта не обходился ни один обряд: начиная с рождения человека и до его погребения. Даже имена родившимся младенцам давали мудрецы-отшельники (они же называли реки, озера, города и даже деревья).

Обряд наречения младенца сопровождался предсказанием его будущего. В зависимости от открывшихся перспектив друид налагал на жизнь малыша запреты, призванные скорректировать неблагоприятные предзнаменования. Ритуальные табу — гейсы — имели право налагать только друиды. Они умело манипулировали запретами, чтобы подчинить жизнь своих соплеменников целой системе строгих правил. Например, кому-то было предсказано, что он погибнет в схватке с собакой. Ясно, что такой человек всю жизнь избегал встречи с запретным животным.

Бывало, что человек всю сознательную жизнь избегал путешествовать в повозке или переходить вброд реку. Наряду с друидами у галльских племен существовали еще две группы людей, пользовавшихся особым уважением в обществе: барды и предсказатели. Барды были певцами и поэтами, прославлявшими подвиги знаменитых мужей; предсказатели ведали священными обрядами и изучали природу божественного. Но друиды, по мнению Аммиана Марцеллина, образованностью и проникновением в тайны мироздания превосходили всех. Вот что писал Посидоний об этом: «Друидов признают наиболее чтимыми среди других жрецов и имеющими большой авторитет в вопросах мира и войны».

Действительно, кельтские отшельники, опытные в искусстве «прорицания и всякой другой мудрости», оказывали огромное влияние на политическую жизнь Галлии, в частности на институт королевской власти. Часто они не только ритуально санкционировали выбор нового короля, но и сами выдвигали кандидатов на королевскую должность. При ирландском королевском дворе друидов окружали величайшим почетом. Старинный ирландский гейс воспрещал королю говорить прежде, чем свое слово скажет друид. Без совета друидов правители не осмеливались принять ни одно важное решение. Поэтому истинными правителями стран Кельтии были именно друиды, а короли, восседавшие на роскошных тронах, являлись лишь исполнителями их воли. Друиды нередко исполняли роль послов и вели внешнеполитические дела своих племен и общин. Так, современник Цезаря друид Дивитиак просил помощи у римского сената в войне против секванов, союзников германцев.

Обычно друиды не принимали участия в войне (они вообще были освобождены от всех служб и повинностей). Их основные функции на войне сводились к гаданию об исходе сражений и применению так называемой боевой магии: охранительной — для своего племени и вредоносной — для противников. Имеются документальные подтверждения того, что друиды не раз предотвращали войну, просто прохаживаясь между двумя стоящими друг против друга армиями и шепча заклинания. Одним из самых эффективных средств в арсенале друида считалось проклятие, которое колдун направлял врагам перед решающим сражением: «Врагов прокляну я и стану хулить да порочить, отниму у них властью своей стойкость в сражении».

Однако не стоит представлять друидов исключительно как немощных благообразных старцев, не державших в руках ничего тяжелее ритуального жезла. Многие друиды, попавшие в анналы истории, прославились как отважные воины, возглавлявшие отряды и целые дружины. Друиды являлись главными вершителями человеческих судеб у кельтских племен и в мирное время. Народ считал жрецов справедливейшими и мудрейшими из людей, поэтому на них возлагали рассмотрение всех возникающих споров. Было ли совершено мелкое преступление или убийство, шла ли тяжба о наследстве — решение по всем этим вопросам выносили друиды.

Разрешая споры, жрецы преимущественно полагались на три вещи: «котел правды», дерево и прикосновение к жертвеннику. Котлом правды называли серебряный или золотой сосуд, который, как считалось, позволял отличить правду от лжи. Его наполняли кипящей водой и погружали в нее руку подсудимого. Если тот был виновен, рука оказывалась ошпаренной, если же на нем не было вины, то кипяток не причинял ему никакого вреда. Можно было поклясться в правоте своих слов, прикоснувшись к дереву или жертвеннику. По звукам или другим знакам, исходившим от этих предметов, сведущие друиды судили о невиновности или вине подсудимого.

Славились друиды и как великолепные лекари. Ходили легенды, будто они обладали способностью распознать недуг человека по одному лишь дыму, струившемуся из его жилища. Только им, утверждали жрецы, были известны целебные свойства 350 растений: деревьев, кустарников и трав. В течение года ученики друидов каждый день лунного месяца знакомились с новым целебным растением. Они стремились распознать целебные свойства растения, освоить разнообразные способы сбора, сушки, отваров и настоев лекарственных трав. Считается, что свой знаменитый эликсир забвения друиды получали исключительно на основе растений.

Всего друиды практиковали три архаических вида врачевания — огнем, железом и лекарством, — непременно сопровождая лечебные процедуры заговорами и колдовством. Так же, как и многие другие целители древности, друиды прибегали к лечению с помощью сна, вызванного особой музыкой. В совершенстве владели друиды и искусством прорицания. Чаще всего общинников интересовали перспективы развития событий накануне войны, собственная судьба и прогнозы о том, кто станет очередным королем. Наилучшим способом для предсказания исхода битвы у друидов считался огонь из рябиновых дров: если пламя костра обращалось в сторону одного из участвующих в бою войск, ему следовало спешно отступать.

Друиды умели узнавать будущее также по приметам и предзнаменованиям, связанным с животным миром. Считалось, например, что полет и крики птиц имеют предвещающий характер. Друидам также приписывалась способность налагать заклятия на воды и «связывать» их так, что повсюду мелели водоемы, иссякали источники, пересыхали колодцы. Иные умельцы, наоборот, могли «развязывать» воды: ударом острия копья они выводили подземные источники на поверхность и наполняли водоемы живительной влагой.




Среди историй о могущественных друидах, повелевающих стихиями, особое место занимают легенды об их господстве над ветрами. К этому искусству друиды могли, например, прибегнуть, чтобы попытаться предотвратить приближение вражеских войск. Пораженные страшным заклятием — «дуновением друидов» — воины врага переставали отличать своих от чужих и могли в ослеплении перебить друг друга.

У друидов, хранителей и толкователей древней мудрости, было не принято записывать какие бы то ни было знания, которыми они обладали. Священные тайны дендрологии, астрологии, природы и человеческой жизни мудрецы веками передавали из уст в уста. Свои тайные знания они раскрывали ученикам вдали от людей, в глубине пещер и лесов. Отшельники много рассказывали о светилах и их движении, о мире, о природе, о могуществе и власти богов. Своими школами и университетами друиды были известны по всей Европе. Считалось, что лучшими среди этих учебных заведений были Тара в Ирландии, а также Оксфорд, Англси и Айона. Получать образование в таких заведениях могла лишь наиболее способная молодежь, преимущественно из высших классов. «Друиды обладают великой силой образования, — писал Цезарь. — Тот, кто не получил образования, не допускается к ведению каких-либо публичных занятий. Все люди из высшего класса стремятся послать своих детей в обучение и выказывают желание оставить их в ордене.

Университеты похожи на монастыри. Обучаемая друидами молодежь уводится в наиболее уединенные места, в пещеры, леса или скалистые ущелья. Полный срок получения законченного образования составляет не менее двадцати лет. Молодые друиды обучаются по индивидуальным или общим программам, но, независимо от этого, каждый должен выучить около двадцати тысяч стихов». Поскольку друиды никогда не записывали секретов своей мудрости,они оставили ничтожно малое количество письменных памятников, большинство из которых принадлежит Ирландии. В этой стране друидизм — исконная религия кельтов — сохранялся особенно долго, вплоть до Нового времени. На остальной же территории учение друидов просуществовало лишь до начала римской оккупации.

Друиды всячески боролись с романизацией, и поэтому римская власть была особо заинтересована в ликвидации кельтских мудрецов. Существует также предположение, что друиды исчезли не столько под давлением римской администрации или христианской религии, сколько в результате вырубки западноевропейских девственных лесов, служивших на протяжении многих веков пристанищем для друидов.


ИСТОЧНИК... 


Понравилась статья? Поделись с друзьями! 

 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий