Амазонки: исторические и археологические данные
Из
мифов и легенд, а также из произведений многих древних авторов известно
о воинственных женских племенах, живших по законам матриархата.
Амазонки
– женщины-воины! Вопрос об их реальном существовании до сих пор
вызывает много споров у исследователей, а археологические находки дают
новую пищу для размышлений.
Еще в 1928 году советские ученые сделали сенсационное открытие во
время раскопок в местечке Земо-Ахвала на побережье Черного моря, то есть
в области предполагаемого расселения амазонок. Они раскопали
доисторическое захоронение, в котором был погребен «князь» в полных
доспехах и во всеоружии; здесь же лежал и двойной топор. Однако
детальное изучение скелета показало, что это… останки женщины.Кто была
она? Царица амазонок?
В 1971 году, на этот раз на Украине, было
найдено захоронение женщины, погребенной с царскими почестями. Рядом с
ней лежал скелет девочки, столь же роскошно украшенный. Вместе с ними в
могилу положили оружие и золотые сокровища, а также двух мужчин,
умерших, как выяснили ученые, «неестественной смертью».Может быть, здесь
лежала царица амазонок с убитыми в честь нее рабами?
В 1993—1997
годах во время раскопок близ местечка Покровка в Казахстане были
найдены могилы других «воительниц». Рядом с женскими скелетами лежали
дары: наконечники стрел и кинжалы. Очевидно, женщины этого кочевого
племени умели постоять за себя в бою. Возраст захоронения – две с
половиной тысячи лет.Кто это? Тоже амазонки?
География подобных
находок гораздо шире, поскольку есть данные о том, что амазонки могли
быть и в Индии, и в Малайзии, и даже возле Балтийского моря.
И
вот совсем недавно английские ученые установили, что некие амазонки
сражались за римлян на территории современной Великобритании. Останки
двух воительниц-амазонок, служивших в римской армии в Британии, были
обнаружены в захоронении в Бруэме, графство Камбрия. Предполагают, что
женщины пришли сюда из Дунайского региона Восточной Европы – именно там,
как утверждали древние греки, обитали ужасные женщины-воительницы.
Женщины
этого племени амазонок, которое предположительно вымерло между 220 и
300 годом н.э., были сожжены на погребальных кострах вместе со своими
лошадьми и военной амуницией. Очень может быть, что эти амазонки
находились в составе нумерий – нерегулярных войск римской армии,
прикрепленных к легионам, служившим в Британии. Другие находки
свидетельствуют, что их подразделение пришло из дунайских провинций
Норикум, Паннония и Иллирия, теперь являющихся частями Австрии, Венгрии и
бывшей Югославии.
На
месте захоронения в Бруэме находились укрепление и гражданское
поселение, и анализ останков более чем 180 человек показал, что здесь
погребали пепел мертвых. Вместе с останками одной из женщин обнаружили
сожженные останки животных. Были найдены еще костяные пластинки, которые
использовали для украшения шкатулок, а также детали ножен меча и
глиняной посуды. Все это указывает на то, что женщина обладала высоким
статусом; ее возраст оценивается от 20 до 40 лет. В могиле другой
женщины, чей возраст составляет от 21 до 45, обнаружили серебряную чашу,
ножны и костяные украшения.
Примечательно, что говоря об
амазонках, античные авторы неизменно подчеркивают их беспримерную отвагу
и военную доблесть. В Римской империи высшей похвалой для воина
считалось сказать ему, что он «сражался как амазонка». Если верить
римскому историку Диону Кассию, когда полубезумный император Коммод во
II веке нашей эры выступал на арене Колизея в роли гладиатора, сражаясь
то со зверями, то с людьми, сенаторы, а с ними и все остальные зрители,
обязаны были приветствовать его криками: «Ты – властелин мира! В славе
своей подобен ты амазонкам!»
Да, женщины-воительницы были достойны
таких восторгов. Их хладнокровие вошло в легенду: преследуемые врагами,
они без промаха поражали их из лука, полуобернувшись в седле. Особенно
же ловко они умели обращаться с двойным топором. Это острое, как бритва,
оружие, а также легкий щит в форме полумесяца стали неизменными
атрибутами амазонок на любых изображениях.
Но не только греки и
римляне говорили об амазонках. Рассказы о сражениях с племенами
воинственных женщин известны, например, из древнекитайской и египетской
истории.
Амазонки не были забыты, но уже в первом веке до новой
эры появляются первые сомнения в их реальном существовании. Историк и
географ Страбон собрал много рассказов об амазонках, но, сопоставив их,
назвал досужими выдумками.
«Со сказанием об амазонках произошло
нечто странное. Дело в том, что во всех остальных сказаниях мифические и
исторические элементы разграничены… Что же касается амазонок, то о них
всегда – и раньше, и теперь – были в ходу одни и те же сказания, сплошь
чудесные и невероятные».
Его мнение разделили последующие
поколения историков. Кроме того, получается, что амазонки вдруг
бесследно растворились на просторах истории. «Что касается теперешнего
местопребывания амазонок, – подводил итоги Страбон, – то только немногие
сообщают об этом лишь бездоказательные и неправдоподобные сведения».
Так девы-воительницы стали воистину легендарными существами. Их образы
лишь расцвечивали подвиги древних героев, будоражили фантазию, – а
заодно и пресекали любые прекословия женщин. По словам ритора Исократа,
«сколь ни храбры были амазонки, но были побеждены мужчинами и лишились
всего».
Так или иначе, но истории «про амазонок» продолжали
будоражить мужские умы. Знаменитый средневековый путешественник Марко
Поло утверждал, что лично видел в Азии амазонок. Испанцы и португальцы
сообщали о «государствах амазонок» в Южной Америке.
В свое время
Колумб узнал от индейцев про некий остров, который населяли одни только
женщины. Он хотел пленить нескольких из них, чтобы потом показать
испанской королеве. Но завоевывать остров не пришлось. Когда корабли
Колумба стали на якорь возле одного из островов и отправили на берег
лодку с людьми, из близлежащего леса выбежало множество женщин в перьях и
вооруженных луками. По их поведению было ясно, что они решили защищать
родные места. Колумб назвал окрестности Виргинскими островами, то есть
«островами Дев».
Один из знаменитых конкистадоров, Франсиско де
Орельяна, открыл великую реку на южноамериканском континенте и первым из
европейцев пересек его в самой широкой части. Летом 1542 года его отряд
якобы увидел легендарных амазонок, с которыми вступил в бой. Сегодня
считается, что это были либо индейские женщины, сражавшиеся рядом с
мужчинами, либо испанцы просто приняли длинноволосых индейцев за женщин.
Кстати,
открытую им реку Орельяна хотел назвать своим именем, но прижилось
другое – Амазонка, в честь тех самых воительниц, с которыми якобы
сражались его воины…
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Комментариев нет:
Отправить комментарий