Загадочный народ Анасази - строители пещерных городов
Руины Анасази и стена с пустынным налетом, национальный заповедник Каньон де Чейли, Аризона
Область распространения анасази, а также соседних культур могольон и хохокам
В XVIII веке испанцы упорно искали сухопутный торговый путь через североамериканский континент к Тихому океану, в Калифорнию. Из расположенного в Новой Испании города Санта-Фе экспедиции постепенно продвигались все дальше через пустынные горные районы.
Однажды на монотонном красно-желтом фоне еще издали путники заметили
темное пятно, которое оказалось хвойным лесом на вершине обширного
нагорья, — отличный ориентир для караванов. Тогда-то и появилось на
картах название Меса-Верде, что на испанском языке означает «зеленое
плато».
Постоянные
поселения европейцы стали строить в этом районе Дикого Запада только к
концу XIX века. И вот, холодным вьюжным днем 18 декабря 1888 г. ковбой
Ричард Уэзерилл (Richard Wetherill) объезжал Меса-Верде в поисках
отбившихся от стада коров, но вместо них увидел на другом берегу
каньона, прямо на стене обрыва, настоящий город с башнями и домами.
Сквозь пелену снегопада строения казались парящими в воздухе. На другой
день метель стихла, и Ричард вернулся получше разглядеть это чудо. Он
увидел большое каменное здание, похожее на древнюю крепость,
расположенное в углублении отвесного обрыва. С желтых стен черными
прямоугольниками смотрели десятки окон. Впоследствии Ричард и его
братья, сделав лестницы, смогли добраться до этого здания и обследовать
его. Они также побывали в соседних каньонах и через год обнаружили еще
182 поселения в скалах. Найденные предметы обихода ковбои продавали в
музеи и частным коллекционерам. Логично было предположить, что древние
города построили предшественники индейцев навахо, населявших к тому
времени соседние земли. Поэтому Уэзерилл предложил называть жителей
скальных поселений Меса-Верде «анасази».
На языке навахо, слово anaasází (<anaa- «враг», sází «предок»)
означает либо просто «древние», либо «древний враг». Этот термин
закрепился в археологической терминологии в системе классификации Пекос в
1927 г. В настоящее время пуэбло выступают против термина «анасази»
(они называют их «хисатсином» (Hisatsinom), «праотцами»), а навахо —
против термина «древние пуэбло».
Культура Анасази, или древние пуэбло — доисторическая индейская
культура, существовавшая на территории современного региона на
юго-западе США, известного как Четыре угла (штаты Колорадо, Юта,
Аризона, Нью-Мексико). Для культуры анасази был характерен собственный
стиль керамики и сооружения жилищ.
До сих пор среди археологов
продолжается спор о датировке возникновения культуры, однако в настоящее
время установилась компромиссная формулировка на основе Классификации
Пекос (en:Pecos Classification), согласно которой культура возникла
примерно в XII в. до н.э. во время Эры изготовителей корзин II.
Археологи считают, что культура Анасази делится на два основных периода:
период Плетения корзин (Basket Maker Period) и период Пуэбло
(Developmental Pueblo Period).
Мастера-"корзиноделы" были очень искусны в своем ремесле. Они
изготовляли корзины для хранения и приготовления пищи, а также для
доставки воды. Изначально они жили в основном в небольших пещерах,
образованных в горах плато в результате эрозии. Корзиноделы выращивали и
обрабатывали злаковые культуры и бобы. За 500 лет до нашей эры древние
жители уже сами стали выкапывать ямы-пещеры для своего жилища и
покрывать их крышами; овладели гончарным ремеслом и стали использовать
вместо корзин глиняную посуду.
Люди,
жившие в Колорадо в эти времена, уже строили свои дома из камней и
высушенных на солнце глиняных плит. Их поселения, базировавшиеся в
районах пещер плато, назывались "пуэблос". Примерно с начала XII века
люди стали постепенно переносить свои поселения в другие районы. К 1200
г. они стали строить новые деревеньки - "пуэблос" вдоль стен каньона,
под карнизами пещер плато. Жителей таких поселений называли "жителями
скал" (Cliff Dwellers). Примерно после 1300 гг. н.э. многие поселения
были покинуты, как принято считать по причине засухи, длившейся около 20
лет.
С археологической точки зрения
эта культура наиболее известна своими «Большими Домами» - общинными
многоэтажными зданиями, напоминающими современные многоквартирные дома. В
таких домах было до 650 комнат, в которых проживали до тысячи человек.
Центром культуры анасази был густонаселенный каньон Чако (Нью-Мексико),
где находилось не менее девяти Больших Домов, с превосходно
обработанными стенами из песчаника. На строительство полов и крыш ушло
не менее 20 тысяч деревьев, причем древесина часто завозилась из мест,
расположенных на расстоянии более 100 километров.
Начиная
с самых ранних раскопок исследователи полагали, что древние пуэбло
(анасази) были предками современных пуэбло. В целом, и сами пуэбло также
претендуют на происхождение от древних пуэбло. До настоящего времени
остаётся населённым созданное анасази около 1000 лет назад селение
Таос-Пуэбло, являющееся памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Древнее поселение Орэйби (Oraibi) 1051 - 2009 (до сих пор здесь живут люди)
Древнее поселение Орэйби (Oraibi) 1051 - 2009 (до сих пор здесь живут люди)
Скальный дворец, национальный парк Меса-Верде
Ещё один ракурс Скального дворца, национальный парк Меса-Верде
Каменный обрыв над домом навечно закопчен струями дыма от очагов, огонь в которых последний раз горел 700 лет назад
В Чако-Каньоне ученые обнаружили немало свидетельств того, как обширны были астрономические познания местных индейцев. Впрочем, большинство линий и знаков, найденных здесь, никак не связано с отысканием точек эклиптики. Они имели скорее ритуальное значение, нежели служили каменным календарем. Большинство, но не все. Отметим самые интересные из находок.
В Чако-Каньоне ученые обнаружили немало свидетельств того, как обширны были астрономические познания местных индейцев. Впрочем, большинство линий и знаков, найденных здесь, никак не связано с отысканием точек эклиптики. Они имели скорее ритуальное значение, нежели служили каменным календарем. Большинство, но не все. Отметим самые интересные из находок.
Возводя дома, индейцы
умели точно ориентировать их по сторонам света. Так, стена дома в
Пуэбло-Альто расположена точно вдоль линии, соединяющей запад с
востоком; то же самое в Пуэбло-Бонито.
Ворота в Пуэбло-Бонито
Пуэбло-Бонито
Ось кива в Каса-Ринконада указывает точно на север. Окна и ниши во многих постройках в Чако-Каньоне ориентированы точно по положению Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. Возможно, их ориентировали также по лунным фазам или восходу Венеры - с этим мы встречаемся в Пуэбло-Бонито и Четро-Кетле. В круглой стене, ограждающей Каса-Ринкон, имеются многочисленные ниши. В одной из них сквозь окошко, глядящее на северо-восток, видно восходящее Солнце в момент летнего солнцестояния.
Ось кива в Каса-Ринконада указывает точно на север. Окна и ниши во многих постройках в Чако-Каньоне ориентированы точно по положению Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. Возможно, их ориентировали также по лунным фазам или восходу Венеры - с этим мы встречаемся в Пуэбло-Бонито и Четро-Кетле. В круглой стене, ограждающей Каса-Ринкон, имеются многочисленные ниши. В одной из них сквозь окошко, глядящее на северо-восток, видно восходящее Солнце в момент летнего солнцестояния.
Пуэбло-Бонито, крупнейший из Великих Домов Чако, находящихся у подножия северной конечности Каньона Чако
ИСТОЧНИК...
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Комментариев нет:
Отправить комментарий